Ремонтируем трамблёр (своими силами)
- «Сложными трамблерами» на автомобилях Mitsubishi, Honda и т.д., или, как будет, наверное, правильнее сказать : «сложными распределителями зажигания» сейчас уже можно назвать такие распределители , внутри которых конструкторы автомобилей поместили все то, что ранее находилось в подкапотном пространстве :
- Коммутатор зажигания
- Катушку зажигания
- Что ж, в принципе это достаточно правильное решение, потому что в этом случае решается сразу много проблем и вся система работает стабильнее. К тому же – экономия !
Несколько слов об экономии : совсем недавно к нам на ремонт пришла Toyota выпуска 2000 года, так у нее впускной коллектор был уже изготовлен из какого-то специального пластика…экономия? Несомненно. Но опять-таки – для кого и насколько? Для них – «благополучных прихожан» благополучной страны только одни «плюсы».Для нас же ,для владельцев подобных автомобилей в другой стране с совершенно другим менталитетом, эти «плюсы» через неесколько лет превратятся в «минусы»,когда пластик впускного коллектора начнет трескаться после случайного удара при перевозке автомобиля «под разбор».Это только одно предположение,но сколько их еще можно сделать?
… в Японии или в какой-то другой «благополучной» стране все вопросы по диагностике и ремонту машин решаются как и быстро,так и качественно. К сожалению , как мы все это прекрасно знаем,понимаем и с чем сталкивались - у нас в России все не так просто и не так быстро.
«Отдиагностировать»?
У нас это запросто. Канцелярская скрепка , контакты "E1 - Te1" и нет проблем.
«Отремонтировать»?
А вот с этим – проблема. И особенно, если она связана с выходом из строя вот такого «сложного распределителя зажигания». Достать такой же распределитель на «разборках» крайне сложно и практически невозможно. - Но… как там говорили?
- «Мы же русские люди»!
- И от своей «бедности» наш ум стал настолько изощренным, настолько «технически непредсказуемым», что порой придумываются такие «технические извращения», до которых «там,на Западе или Востоке» дойти просто не могут.
- Потому что им это не надо. Им и так хорошо и спокойно. ( мое второе «я» подсказывает продолжение – " они просто зажрались …").
- А вот нам деваться некуда, потому и придумываем разные «разности» и «сложности» решения простых проблем.
- Так что же можно сделать в том случае,если вышел из строя «сложный распределитель зажигания»?
- Надо сказать, что в основном такие распределители первыми начали применяться на автомобилях «Mazda», «Honda», «Mitsubishi» и некоторых других. На нижеприведенном рисунке показан вот такой «сложный распределитель зажигания» фирмы «Honda», который, в принципе, по своему строению мало чем отличается от подобных распределителей других известных фирм :
- Он, кстати, и крепится таким же образом, как и показано на рисунке – «боком». Крышка распределителя на рисунке не показана.
- Что ж , давайте начнем разбираться во всей этой «глубокой электронике» и постаремся выяснить : каким образом мы сможем (и сможем ли?) отремонтировать вышедший из строя подобный «сложный распределитель зажигания»?
- Начать,наверное, надо с такого вопроса :
- - «что конкретно выходит из строя или может выйти в таком распределителе зажигания» ?
- Ответ будет простым :
- Катушка зажигания
- Коммутатор зажигания
- Какова же причина вот такого, довольно частого выхода из строя именно катушек зажигания ?
Если исключить конструктивные погрешности изготовления, то остается только одно: из-за безалаберности нового хозяина машины.
Простой пример : пришла машина из Японии. Ласточка!
Ну нет, что бы радостному хозяину машины просто-напросто проверить и при необходимости заменить, например, свечи зажигания или высоковольтные провода!
Нет. Потому что довольно часто (практически всегда) приходилось слышать такие объяснения : « Провода у меня «чисто японские», свечи тоже – так что лучше,наверное, ничего не трогать, японское всегда лучше русского».
И трудно сказать, на чем основана такая непоколебимая уверенность.… (кстати, приблизительно такие же «умные и непоколебимые мысли» можно услышать по такому поводу : «менять или не менять масло в гидромуфте»…
Однако, почему же мало кто задумывается над таким вопросом, что уже на многих «продажных» стоянках в Японии машины стоят и продаются уже не те, какие были, например, 5-8 лет назад ?
Нет, внешне машины просто прелесть!
Ну а что внутри?
Почему-то принято считать, что если "авто" прямо из Японии и "без пробега", то машина находится в исключительном, идеальном техническом состоянии. Так ли это ?
…Очень редко можно увидеть купленную и только что привезенную из Японии машину, которая действительно прошла так называемую «предпродажную подготовку».Да, на таких «ласточках» практически все новое : ремень газораспределения, ремни навесных устройств, свечи зажигания,высоковольтные провода , масло везде заменено и так далее,и так далее…
Но в основном, приходиться признать, машинам придают только внешний лоск : отмыли двигатель до блеска и – «всучили русскому товарищу». - Отмыть-то отмыли, иногда поменяли ремень газораспределения, но далее ничего не сделали. Что именно? А хотя бы то, что после такой вот «отмывки» надо дать машине «отстояться»,а после этого , применив компрессор выдуть остатки воды из свечных каналов, посмотреть, не попала-ли вода в распределитель зажигания…
- Вот и получается, что купленная машина в Японии может проходить не очень долго: при выходе из строя хотя бы одной свечи зажигания вся система зажигания начинает работать с большой перегрузкой и это «чревато» тем, что могут «полететь» как и коммутатор зажигания, так и катушка зажигания.
- Доводилось встречать такие машины, у которых зазор в свечах зажигания составлял 3-4 миллиметра!
- …с сожалением приходиться отмечать, что в последнее время,особенно после бума с повышением таможенных пошлин к нам в Южно-Сахалинск завезли за очень короткий срок около 8.000 автомобилей (можно представить,насколько «плотно» забиты «продажные» стоянки»).Но качество их оставляет желать лучшего.Простой пример : знакомый попросил посмотреть ему автомобиль для покупки.Так у нас этот простой,вроде бы вопрос занял около месяца! Причина простая – было осмотрено множество автомобилей,выбрано 10 для более детального осмотра, и 9 из них было окончательно и бесповоротно забраковано!
- В одной полностью отсутстовала охлаждающая жидкость ( и это зимой,интересно,как ее перегоняли несколько десятков километров?), во второй было обнаружено вскрытие поддона (без причины не вскрывают?),в третьей лампочка «CHECK» была «посажена» на генератор (умнО,хитрО, но и нас на кобыле не объехать…
- Но вернемся к нашему распределителю зажигания.
- Посмотрим на рисунок :
- Здесь схематично,но достаточно правильно показан «вид сверху» на распределитель зажигания со снятой крышкой . Особое внимание обратим на три контакта, которые и помогут нам решить вопрос ремонта распределителя зажигания в том случае, если у него «полетела» катушка зажигания.
Обычно эти три контакта, выходящие из катушки зажигания ставят в тупик многих : «Почему три контакта,для чего три контакта? У обычной катушки ведь два вывода!».
Правильно.
Но встроенная катушка зажигания – не совсем «обычная».
Если разобрать эту катушку, то можно заметить, что между выводами «1» и «2» расположен электронный компонент, который,в принципе, можно немного приблизительно назвать «конденсатор» , и который служит для «сглаживания» того коммутирующего сигнала, который сначала «приходит» на контак №2, а потом, через контакт №1 прямиком «уходит» на «ECM» и уже там «работает» как и на форсунки,так и на тахометр,так и на другие необходимые электронные устройства,использующие для своей «правильной» работы тактовый сигнал числа оборотов двигателя. - Контакт «2» - это тот контакт, на который приходит коммутирующий сигнал непосредственно с коммутатора для «возникновения искры».
- Контакт «3» - этот тот контакт, на который подается «чистый плюс» ( то есть +12вольт).
- Теперь, определившись с тем, что наша катушка зажигания действительно вышла из строя, начнем немного «мудрить» , что бы приспособить вместо «вылетевшей» катушки другую – выносную, которую можно взять,например, от «Toyota», двигателя 1G-FE или ему подобного и которая имеет «правильные» два контакта, "плюс" и "минус".
- Первое, что мы делаем – откручиваем и откладываем в сторонку для "памяти" и "наглядности" вышедшую из строя катушку зажигания.Пригодится еще!
- Однако, прежде чем делать что-то далее, нам надо разобраться : «куда и что идет» и «что с чем коммутировать?». Для этого посмотрим на другой рисунок,на котором приведена «добавочная вставка», расположенная между катушкой зажигания и самим коммутатором, встроенным вовнутрь распределителя зажигания .
- На приведенном рисунке достаточно ясно показано «внутреннее устройство» этой вставки и все ее электрические цепи.
- Разбираемся далее…
- Контакты «4» и «5» прикручиваются непосредственно на сам коммутатор.
- Что нас может интересовать?
- Как мы знаем, для работы катушки зажигания нам нужны «две вещи» :
- напряжение + 12 вольт
- коммутация ( то есть периодически появляющийся и исчезающий «минус»)
- Контакт «7» - это наши «чистые» + 12 вольт, с него мы и «возьмем» нужный нам «плюс» для нашей выносной катушки зажигания.
- Да,кстати, ее,в принципе, можно расположить где угодно в подкапотном пространстве. Однако, весьма желательно найти такое место, что бы от нее до распределителя зажигания расстояние было как можно меньше.
- Контакт «2» на «вставке» - это тоже нужная нам «коммутация» для работы катушки зажигания.
- Что далее? Ан нет, спешить-то не следует…
- Если мы сейчас соберем всю схему и проверим работу распределителя зажигания «на искру» - да, искра у нас будет. Однако мы же не «скоммутировали» сигнал для работы инжекторов, правильно?
- Правильно. И поэтому двигатель у нас просто-напросто не заведется. Но искра – будет.
- Посмотрим на контакт «6» на разъеме распределителя зажигания. Это и есть тот «канал», по которому «ECM» (блок управления) и получает сигналы для инициирования инжекторов.
- Смотрим далее, с каким контактом он соединяется ?
- С контактом № «1» на «вставке». И более никуда не идет. А контакт № «1» - куда идет?
- Правильно, - по приведенной схеме никуда. Однако если мы вспомним,о чем говорили ранее ( контакты 1 и 2 имеют между собой электронный компонент для «сглаживания» сигналов и соединены между собой, имея сопротивление всего около 0.1 – 0.2 Ома), то поймем, что контакт №1 нашей «вставки» и есть тот самый контакт, с которого «ECM» и получает необходимый сигнал для работы инжекторов,тахометра и так далее…
Поэтому соединяем контакты «1» и «6». - Высоковольтный провод.
- Подбираем его с минимальным сопротивлением, 5-10 Ком. В принципе,если нет под рукой "чисто японского", то можно поставить и "чисто Жигулевский". Просверливаем отверстие в донышке распределителя зажигания такого диаметра, что бы наш высоковольтный провод входил достаточно «туговато».Желательно таким образом, что бы острые края отверстия немного «срезали» провод.Вставляем и с двух сторон заливаем отверстие гереметиком – влага и пыль внутри распределителя зажигания нам не нужны. Для фиксации с внутренней стороны распределителя, точно замерив требуемое расстояние "вылета" высоковольтного провода до контакта на крышке распределителя (например, 11.5см),наматываем черную пластиковую изоленту для фиксации.
Все. - Примечание: недавно в мастерскую "пришла" на ремонт "знакомая" Hondа,где около года назад проводилась такая операция с заменой катушки зажигания. Интересно : неужели сломалась по моей причине?
Нет, причина оказалась в другом : Honda заводилась и работала нормально, но в какие-то моменты могла самопроизвольно проявить свой "самурайский" характер - приехал человек в магазин,сделал покупки,начал заводить,а она ни в какую...не заводится.
Но это уже другая история и другая статья. - Владимир Кучер, Южно-Сахалинск
- НА ВЕРХ