хват руля
Садясь за руль, любой вменяемый водитель понимает, что попадается в каком-то смысле в экстремальную ситуацию. Каким бы ни был опыт вождения, как бы ни был уверен в себе водитель и какой бы спокойной ни была дорога, всегда есть риск попадания в опасную ситуацию на дороге, где скорость реакции и собранность могут спасти здоровье и даже жизнь, причем не только свою.
На скорость реакции водителя помимо личностных качеств влияют еще и внешние факторы такие, как эргономика авто, возможности регулировки сидения, положения приборной панели и так далее. Но, пожалуй, важнее всего то, как водитель держит руль. Именно по этой причине всякая уважающая себя автошкола начинает обучение практике с правильной посадки будущего водителя и буквально разжевывания того, как и почему нужно правильно держать руль и как изменять хват в зависимости от ситуации на дороге.
К сожалению, не только школьные уроки и университетские лекции, но и уроки вождения выветриваются из голов не особо усердных учеников. Поэтому сейчас можно уведеть множество вариантов того, как автомобилисты держать руль, опираясь на то, как они привыкли, или попросту, как Бог на душу положит. Неплохо бы освежить знания или заполнить в них пробелы информацией о том, каким же должен быть правильный хват руля.
Начнем с классического положения рук, а для этого представим, что руль - это циферблат часов. Левую руку кладем в положение «8 или 10 часов», правую - на «2 или 4 часа». При этому необходимо сидеть так, чтобы руки свободно лежали на рулевом колесе и были слегка согнуты в локтях. Это положение считается классическим потому, что одно из самых простых и удобных и обеспечивает возможность для быстрой реакции на большинство вариантов изменений дорожной обстановки.
Переходим от положения тела непосредственно к рукам, а именно - к хвату. Предпочтение следует отдавать закрытому хвату (руль обхватывается большими пальцами рук со стороны противоположной ладони), так как в таком положении руки более чувствительны к автомобилю в целом, а в случае возникновения экстремальной ситуации обеспечивают максимальную степень контроля.
Руль следует держать уверенно, но не напряженно, поскольку это вызовет быстрое утомление рук, да и маневренности навредит. Но и ослаблять хват не стоит, все же вы не девушку под руку ведете, а управляете транспортным средством. Разумеется, если вы держите руль одной рукой (во время поворота, к примеру), хват следует слегка усиливать. К слову, помимо поворота руление одной рукой допустимо еще в двух случаях: при переключении передач и при движении задним ходом, когда водителю нужно смотреть назад.
Далее, процесс руления. Следует хорошо запомнить, что руль нельзя бросать даже тогда, когда он самопроизвольно вращается после поворота: вы не отпускаете его, а просто даете крутиться. Конечно, хороший автомобиль сам едет по прямой без особого руления и тем не менее, контроль водителя над рулевым колесом всегда должен присутствовать.
Скрещивание рук на руле во время прохождения поворота очень опасно, так как из такого положения крайне сложно быстро отреагировать на изменение дорожной ситуации. Кроме того, при неправильном положении рук ухудшается обзор приборов (некоторые из низ просто закрываются руками). Поэтому еще до того, как завести машину, необходимо найти для себя такое положение, при котором руки не будут закрывать приборную панель. Если возникает необходимость сигналить, то руль следует держать левой рукой положив при этом правую на одну из спиц так, чтобы пальцами можно было дотянуться до сигнала.
Что касается всевозможных аксессуаров для руля, помните - функциональность прежде всего! А это значит, что лучше всего оставить руль таким, каким его задумал производитель. Всевозможные оплетки и прочие украшения могут привести к тому, что в критической ситуации руль проскользнет и драгоценные секунды будут упущены.
Каждому водителю следует запомнить, что дорога - это театр и не подиум, где можно красоваться, принимать эффектные позы или небрежно рулить двумя пальцами. Все театральные эффекты померкнут на фоне разбитой машины и переломанных костей, поэтому прежде всего за рулем - безопасность, правильная посадка и контроль над автомобилем!
взято ТУТ