если скользко
Особенности поведения и приемы вождения на скользкой трассе
Каждый год, в конце осени и в начале зимы, резко возрастает аварийность на дорогах. В чем причина этого бедствия? Ответ очевиден. После теплых и сухих трасс водители выезжают на скользкие, обледенелые дороги. Кто-то не успел сменить летние шины на зимние, а кто-то полностью подготовил автомобиль к зиме, но и те, и другие должны быть готовы к неприятным сюрпризам.
Любые скользкие покрытия требуют от водителя немалого мастерства, а также представлений о поведении автомобиля в подобных условиях. Здесь многое зависит от типа привода, но есть несколько общих рекомендаций, которые можно считать применимыми для всех. В первую очередь – избегать резких манипуляций с рулем и газом. Многие ситуации требуют мгновенной реакции, но необходимо помнить, что быстро - не значит резко. На скользких покрытиях резкие движения смертельно опасны: вы легко можете усугубить ситуацию, или вообще утратить контроль над автомобилем.
Про приемы вождения на скользкой дороге написано и сказано уже немало. Все знают, что заднеприводные автомобили склонны к избыточной поворачиваемости, а переднеприводные, наоборот, к недостаточной. На практике это означает, что в случае заноса на переднем приводе необходимо будет повернуть руль в сторону заноса и плавно добавить газа, а на заднем, наоборот, газ придется сбросить. Эту теорию знает большинство водителей. Однако правильно применить в реальной жизненной ситуации могут единицы. Причина – недостаточный опыт. Поэтому гораздо эффективнее десятка прочитанных статей будет поездка на площадку и попытка реализовать теорию на практике.
Если позволяют средства, настоятельно рекомендуем пойти в школу повышения водительского мастерства, благо выбор сейчас большой. Там вас не только научат правильно проходить повороты, но и не бояться экстремальных ситуаций, выбирая единственно верное решение в сложной ситуации.
Для того чтобы освоить азы правильного вождения на скользких поверхностях, достаточно будет совсем небольшой площадки. Самое первое упражнение – научиться плавно и без пробуксовки трогаться с места. Для этого необходимо плавно нажать педаль газа и поймать тот момент, когда начнут поворачиваться колеса. После этого момента зафиксировать положение педали газа и продолжить плавный набор хода только после того, как автомобиль стронется с места. После минимальной практики вы сможете освоить этот элемент, который при всей своей простоте может уберечь вас от множества неприятностей.
Управляя автомобилем на очень скользкой дороге, стоит помнить, что у большинства современных автомобилей на низких скоростях отключается система ABS. Это означает, что препятствовать блокировке колес вам придется самостоятельно. Ибо движущийся по льду, автомобиль с заблокированными колесами даже на низкой скорости представляет собой серьезную опасность. В такой ситуации помогает прерывистое ударное торможение – серия резких нажатий, практически «ударов» по педали тормоза. Но и эту технику следует предварительно опробовать на площадке, где ваш автомобиль не будет представлять опасности для окружающих.
Общий вывод – знание теории не освобождает от прохождения обязательной практики. И лучше отдать двадцать тысяч профессиональному инструктору, чем профессиональному жестянщику и маляру.
Шипы или не шипы
Впереди зима, и многие уже закупают зимнюю резину. Но тут возникает главный вопрос: какую резину приобретать, с ошиповкой или без? Чтобы правильно определиться с выбором, в первую очередь, необходимо понять в каких условиях придется работать колесу. Территория Российской Федерации предоставляет водителям широкий спектр климатических условий, да и уборка дорожного полотна в разных регионах происходит по-разному.
Яркий пример - Москва и Санкт-Петербург. Московские дороги постоянно поливаются химическими реагентами, а климат более сухой, в сравнении с северной столицей. Поэтому в Москве предпочтительнее нешипованные, так называемые фрикционные шины. Также к серьезным плюсам фрикционных шин можно отнести тихий ход, возможность переобуть автомобиль при первых заморозках, не переживая более по поводу изменений погоды. Более того, фрикционные шины отлично работают при резких колебаниях температур, какие мы наблюдаем в последние годы. Достигается это за счет качеств резины, из которой они изготовлены, и специального рисунка протектора, в котором ламели могут менять конфигурацию в зависимости от режима движения.
Санкт-Петербург с его влажным климатом, где при навальном ветре с Финского залива дороги моментально покрываются наледью – идеальный полигон для шипованной резины. Лед, влажный лед, плотный, укатанный снег – оптимальная среда для работы шипов. На сухом асфальте шипованная резина ведет себя хуже фрикционной, но все ведущие производители рекомендуют водителям с небольшим стажем зимнего вождения выбирать именно шипованную резину. Главный секрет шипованной резины – правильная обкатка. После установки на автомобиль колес с шипованной резиной первые пятьсот километров (на продвинутых моделях ведущих производителей цифра может быть меньше) необходимо избегать резких разгонов и торможений, прохождения поворотов и движения по сухому асфальту на высокой скорости. Это необходимо для того, чтобы шипы правильно расположились в своих гнездах и качественно работали в течение всего срока жизни шины.
И, конечно, общими для всех типов шин являются требования к соблюдению двух важнейших пунктов. Без правильного давления в шинах, которое должно находиться в рамках рекомендованных производителем шины и производителем транспортного средства, безопасное движение и правильная работа шин будет невозможна. Второе - требования к минимальному остатку протектора. Для зимних шин эта величина составляет четыре миллиметра. Соблюдая два этих нехитрых правила, вы всегда можете быть уверены в том, что в нужный момент резина вас не подведет.
Подведем итог. Для тех, кто большую часть зимы ездит по регулярно убираемым дорогам в сухом климате, уверен в своих навыках водителя и предпочитает тишину в салоне – стоит выбрать нешипованную, фрикционную зимнюю резину. Всем же, кто сталкивается с тяжелыми реалиями заснеженных городов и заледенелых, не убираемых трасс, определенно стоит выбрать шип.
Вытаскиваем автомобиль
Нет ничего более неприятного, чем «посадить» автомобиль зимой. Конечно, есть большая разница между автомобилем, улетевшим с трассы в снежный плен, и тем, который просто неудачно припаркован на обледенелой площадке и теперь не может уехать. Но в любом случае нужно как-то выкручиваться – для этого необходимо соблюдать ряд простых правил.
В первую очередь, при выборе зимних шин стоит взять шины с минимально возможной шириной беговой дорожки. За счет меньшей поверхности контакта у колеса, обутого в такие шины, выше удельное давление на поверхность дорожного полотна. Как следствие, шина работает эффективнее, лучше выдавливая из-под пятна контакта снег и воду, у шипованной шины лучше работают шипы на ледяном или обледенелом покрытии. Понятно, что в автомобиле обязательно должен быть буксировочный трос, предпочтительно синтетический, а не стальной. Также необходимо иметь домкрат.
Про последний стоит упомянуть отдельно. Несмотря на то что в большинстве случаев домкрат уже входит в комплект поставки автомобиля, большинство штатных устройств пригодны только для использования на ровной, твердой поверхности. Оптимальным решением будет приобретение небольшого подкатного гидравлического домкрата – он гораздо менее требователен к поверхности и существенно более удобен в использовании. Сейчас подобный домкрат можно приобрести по цене от 800 рублей. Также зимой в багажнике окажется не лишней и лопата – хотя бы малая саперная или ее американский складной аналог. Много места она не займет, зато может сэкономить массу времени – не только если вы застряли, но и, например, при попытке попасть в засыпанный снегоуборщиком гараж.
Дополнительными гарантами вашего спокойствия могут послужить такие не часто встречающиеся у городских автолюбителей вещи, как топорик, ручная лебедка и цепи на колеса. Из всего вышеперечисленного самым универсальным средством, к тому же стоящим совершенные копейки, является топорик. Он также не займет много места, зато может пригодиться во множестве случаев.
Разбор типичных ситуаций начнем с одной из самых распространенных, попасть в нее может практически каждый, даже в городе. Большинству моноприводных автомобилей достаточно пробуксовки одного из ведущих колес, чтобы не сдвинуться с места. Многие из водителей тут же начинают активно газовать, в результате полируя до блеска скользкое место. А в случае, если буксующее колесо получит, наконец, нормальное сцепление с дорогой, автомобиль резко стартует с места, что может привести к ДТП. На практике в такой ситуации именно резкое нажатие на газ служит причиной пробуксовки. Если плавно нажать педаль газа и, поймав тот момент, когда начнут поворачиваться колеса зафиксировать положение педали газа, после чего продолжить плавный набор хода, автомобиль стронется с места даже на идеально гладком льду.
Гораздо более неприятная ситуация – если вы улетели с трассы в кювет. Предположим, что все обошлось без серьезных последствий – снежная подушка смягчила удар, автомобиль не пострадал, и теперь основная задача - просто вернуться на дорогу. Осмотрите колею, оставленную вашим автомобилем, и состояние покрытия под снегом. Если у вас есть лопата – расчистите снег по траектории выезда и вокруг автомобиля. Даже если крутизна склона явно не позволяет вам выехать самостоятельно, снег все равно стоит убрать – под ним могут оказаться предметы, способные повредить автомобиль, когда его будут вытягивать. Если у вас есть топорик, с его помощью вы сможете аккуратно расчистить территорию от различной растительности, способной помешать беспроблемному выезду.
Выставите знак аварийной остановки, а если выезжать вам придется поперек дорожного полотна, то лучше попробовать остановить несколько проезжающих автомобилей, чтобы они обеспечили вам безопасный коридор выезда. Если выбраться самостоятельно не получается – придется пользоваться посторонней помощью. Тут-то и понадобится вышеупомянутый трос. Благо, большинство водителей на трассе всегда готовы помочь менее удачливым коллегам. Полезно будет знать, на тот случай, если ситуация более сложная, а сотовая связь отсутствует, что у большинства «дальнобойщиков» в автомобиле установлена радиостанция, по которой они могут связаться с местным отделением МЧС или по цепочке передать информацию на ближайший пост ДПС.
Главное же правило зимней трассы – видишь, что кто-то попал в беду – остановись и помоги. И тогда в критической ситуации ты всегда будешь знать, что не останешься без помощи.
Как подготовить машину к зиме
Для любого автомобиля, не зависимо от его возраста, холодное время года является тяжелым испытанием. Но если правильно и вовремя подготовить транспортное средство к грядущим холодам, то последствия воздействий низких температур можно свести к минимуму.
В первую очередь надо проверить, не пришло ли время замены технических жидкостей, свечей и аккумулятора. Самое обидное, когда при небольшом «минусе» старый аккумулятор за ночь теряет заряд, и вы в одиночестве остаетесь во дворе со своим автомобилем, в то время как все соседи успешно разъезжаются на работу.
Своевременная замена технических жидкостей – одна из основных слагающих длительной беспроблемной эксплуатации автомобиля. Например, при падении уровня антифриза многие бездумно доливают в него воду. Летом такой автомобиль будет более склонен к закипанию, зимой сильно разбавленный антифриз может просто замерзнуть! А это повлечет за собой множество серьезнейших проблем. Но даже немного разбавленный или просто старый антифриз небезопасен для автомобиля. В современном антифризе содержится специальный пакет смазывающих и антикоррозийных присадок, со временем теряющих свои свойства. Без этих присадок значительно возрастает нагрузка, например, на помпу. Со временем такая эксплуатация может вывести ее из строя.
Следующий важный параметр – характеристики масла. Практически все современные масла, независимо от их типа, пригодны к эксплуатации в средней полосе России в любое время года. Главное, чтобы замена масла происходила в строго предписанные производителем интервалы. И только в регионах с экстремально низкими температурами стоит заливать специальное, более жидкое масло, опять же руководствуясь рекомендациями производителя транспортного средства.
Обязательно стоит заменить обычные дворники на зимние. А лучше всего поставить бескаркасные – они отлично проявляют себя и зимой и летом.
Само собой разумеющееся – замена летней резины на зимнюю. Какую именно резину поставить, шипованную или нет – дело личных предпочтений, главное не эксплуатировать автомобиль зимой на летней или сильно изношенной зимней резине. Это крайне опасно.
Приготовьте запас незамерзающей жидкости. Если автомобиль оснащен омывателями фар, то лучше иметь с собой две канистры «незамерзайки» - на таких автомобилях расход жидкости особенно велик.
Владельцам автомобилей с дизельным двигателем стоит возить с собой присадку «антигель» - до сих пор далеко не на всех заправках встречается «зимняя» солярка.
Еще одна полезная рекомендация, касающаяся жителей мегаполисов. После того как улицы вашего города начинают поливать антигололедными реагентами, в обязательном порядке раз в неделю заезжайте на мойку. Это поможет снизить воздействие крайне агрессивной внешней среды на кузов автомобиля. После мойки обязательно просите продуть сжатым воздухом колесные диски, замки и ручки дверей. Иначе замерзшая вода может сыграть как роль грузиков, приводящих к дисбалансу колес, так и суперклея, препятствующего нормальному открыванию дверей.
Что брать с собой в длительную поездку зимой
Большое автомобильное путешествие - очень увлекательное мероприятие, особенно для автолюбителя и романтика. Дорога, бегущая перед колесами, смена пейзажей, поток неиссякаемых впечатлений, динамика движения…
Для опытных путешественников вопрос о том, что же взять с собой, чтобы поездка была комфортной и безопасной, даже не стоит. Им давно известен список вещей, необходимых при летних и зимних автопробегах. А вот у новичка в подобных вояжах возникает вопрос: что же все-таки положить в багажник своего автомобиля в длительную поездку? Для разных сезонов года список необходимого варьируется. Поездка в зимнее время может стать настоящим испытанием. И тогда всё, что вы возьмете с собой, может сыграть решающую роль в том, насколько комфортным и безопасным окажется ваше путешествие.
Подготовку к зимней поездке лучше начать заранее. В поспешной гонке по магазинам в последний день перед отъездом можно забыть приобрести что-то важное. Но первое слагаемое успеха - исправное транспортное средство. Естественно, автомобиль должен быть подготовлен к зимнему сезону. Но если вы вдруг этого еще не сделали, в силу тех или иных причин, обязательно поменяйте летнюю резину на зимнюю. Залейте незамерзайку в бачок стеклоомывателя. Также можно обработать электропроводку в подкапотном пространстве влаговытесняющим средством.
Еще за неделю до поездки стоит заехать на сервис и провести комплексную диагностику. Перспектива оказаться ночью зимой на глухой дороге с неработающим автомобилем должна убедить в необходимости такой проверки даже самых легкомысленных автовладельцев.
Набор необходимых предметов будет сильно варьироваться от марки и года выпуска вашего автомобиля. Так, опытный владелец ВАЗа или УАЗа обязательно возьмет с собой некоторое количество запчастей, что для владельца новой иномарки покажется просто блажью. Тем не менее, обязательным багажом можно считать набор ключей (как минимум балонник), запаску, трос (лучше рассчитанный на автомобиль в полтора раза большей массы), домкрат (желательно подкатной), площадку под домкрат, позволяющую использовать его на нестабильных покрытиях. К этому списку добавим фонарик с запасными батарейками, запас незамерзайки на всю протяженность пути, а также расширенную аптечку. Многие автолюбители добавляют к этому набору еще и лопату, топор, пару брусочков холодной сварки. Если у вас автомобиль с дизельным двигателем, то стоит прихватить с собой присадку для дизельного топлива, так как не на всех заправках имеется зимняя солярка. Так выглядит минимальный список, который можно расширять до бесконечности, в зависимости от особенностей предстоящей поездки.
Рассмотрим еще некоторые нюансы. Самый главный враг при форс-мажорных обстоятельствах зимой - холод. Поэтому нельзя забывать о дополнительной теплой одежде. Так что не поленитесь взять с собой запасной комплект для каждого члена вашего экипажа. Не лишними могут оказаться пара теплых пледов и подушек под голову.
Следующим пунктом может стать туристическая газовая горелка с несколькими насадками. Такое устройство позволит согреться, приготовить горячий кофе, что будет не лишним в непредвиденных обстоятельствах. При очень низких температурах тепло от такой горелки поможет воспользоваться холодной сваркой.
Запас еды на путешествие и термос с горячим чаем - это хоть и мелочи, но их тоже следует предусмотреть перед дальней дорогой.
И главное, не торопитесь на зимних дорогах, они могут таить массу неприятных сюрпризов. Не стоит забывать, что заснеженная зимняя трасса серьезно отличается от постоянно убираемых улиц города. Будьте внимательны.
Назло морозам (про незамерзайку)
Еще совсем недавно пригревало солнышко и вокруг бушевало буйство красок бабьего лета, как в один день всю красоту смыли дожди, а на дорогах воцарилась слякоть. Добавим к этому утренние заморозки, и станет ясно – пора готовить омывающую жидкость «незамерзайку». Иначе видимость будет ограничена салоном автомобиля.
Летом многие, особо не задумываясь, льют в бачок омывателя обыкновенную воду, иногда добавляя в нее Fairy или иное моющее средство. Если с такой смесью докататься до первых серьезных морозов, то можно не только в самый нужный момент оказаться с неработающим омывателем лобового стекла, но и «попасть» на замену элктромеханической помпы, создающей давление в системе.
Итак, решено! Заливаем «незамерзайку». Но какую именно жидкость выбрать? Ассортимент в специализированных магазинах огромен, плюс после первых холодов вдоль дорог появляется масса продавцов с немаркированной жидкостью по минимальным ценам.
В первую очередь, если вы заботитесь о своем здоровье, стоит приобретать жидкость в магазине. Внимательно изучите этикетку, а именно состав – в нем должен отсутствовать метанол и какие-либо кислоты. Наличие в составе жидкости подобных компонентов приведет к тому, что, вдыхая ее пары, проникающие через систему вентиляции, вы рискуете получить тяжелое отравление, которое само по себе способно нанести тяжкий вред здоровью. А с учетом того, что вы находитесь за рулем технического средства повышенной опасности, последствия могут оказаться непоправимыми, причем не только для вас.
У жидкости должен быть актуальный срок годности и качественная упаковка. Вряд ли в магазине вам дадут оценить запах незамерзающей жидкости, но если из канистры пахнуло химическим зловонием – лучше верните ее в магазин.
Для тех, кто хочет сэкономить, но при этом не желает покупать сомнительную контрафактную продукцию – есть еще один рецепт. Далеко не все автолюбители в курсе, что у многих серьезных автопроизводителей вместе с запасными частями продаются концентраты незамерзающих жидкостей. Разбавив такой концентрат водой, в предписанной инструкцией пропорции, вы получите очень приличный объем недорогой, а главное - качественной незамерзающей жидкости.
Есть еще один народный рецепт, рекомендовать который мы не будем ни в коем случае. Многие заливают в бачок омывателя обыкновенную водку. Спору нет, она не замерзнет. Но вдыхание паров этилового спирта никак не добавит водителю ни концентрации внимания, ни приятных ощущений. Да и отмена минимальных промилле вносит свою лепту в отказ от этого метода – лишних проблем с сотрудниками ДПС на почве «интересного запаха» лучше избегать.